МБОУ "СШ № 30 им. С.А. Железнова"
г. Смоленск
  • Помощь в трудной ситуации

    Помощь ребёнку

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

    8-800-2000-122 (круглосуточно)

    Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!

    В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:

    Социальная помощь

    Социальную помощь в школе = это помощь в социализации обучающихся.

    Социальный педагог — это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.

    Главные задачи социального педагога

    • социальная защита прав детей,
    • создание благоприятных условий для развития ребенка,
    • установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

    Направления работы

    • социально – информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки;
    • социально – правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка;
      социально – экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций и единовременных выплатах;
    • медико – социальная помощь, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних;
    • социально – педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации прав родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска социально опасного положения;
    • социально – психологическая помощь, направлена на устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

    ...

    Социальный педагог

    Психологическая помощь

    Зачем нужна школе психологическая служба?

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ - специализированное подразделение в системе  образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, оказывающем консультативную помощь всем участникам образовательных отношейний.

    Цель психологической службы - обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

    Содержание:

    1. Психологическое просвещение - приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

    2. Психопрофилактика - психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

    3. Психоконсультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

    4. Психодиагностика - проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.

    5. Психокоррекция - устранение отклонений.

    Основная идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

    Главный принцип организации психологической службы - системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план)

    Стратегии психологической работы в школе

     В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначить как психологическое консультирование и проектирование (или "конструирование").

    Проектирование деятельности.

    Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.

    Консультирование.

    Под консультированием же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.

    Можно сказать, что если при консультировании цель психолога -- максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимости сотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций, которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или для прогнозирования направления изменений в межпоколенных отношениях, которые, конечно, являются важным фактором сферы воспитания.

    Проектировочная деятельность.

    Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства, -- все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на "разные психологии" в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе школьного психолога, а с другой -- является составляющей многих сложных комплексных задач.

    Ключом к решению многих проблем этого направления деятельности психолога в системе образования выступает анализ функционирования школы как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни школы.

      Соотношение психологической коррекции и проектирования

    Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это относительно новый взгляд на практическую психологическую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Второе направление -- психологическое консультирование, -- наоборот, пользуется очень широкой популярностью и существует большое число работ как обобщающего характера, так и посвященных конкретным методом коррекции.

    Все же скажем несколько слов о коррекционной стратегии и прежде всего отметим некоторые важные особенности проведения психологического консультирования в школе. Школьный психолог часто выступает связующим звеном между клиентом (ученик, учитель, иногда родители) и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком круге психологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консультанту. Особенностью работы школьной психологической службы является некоторая "смещенность" роли клиента. Часто первым собеседником психолога бывает учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-либо учеником. Таким образом, психолог получает как бы двух "клиентов": реального -- учителя и потенциального -- ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратившимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция.

    Еще одна особенность деятельности школьного психолога состоит в том, что он сам может выступить для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он может предвидеть те случаи, с которыми впоследствии могут обратиться к нему клиенты. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на кризисную ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как она будет осознана ребенком или же взрослым. Эта особенность позиции школьного психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто консультационной (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектировочной (попыткой создать условия для оптимального развития конкретного ребенка, эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого).

    Основные направления работы

    • 1 направление  -  психопрофилактика;
    • 2 направление - психодиагностика;
    • 3 направление - развитие и психо-коррекция;
    • 4 направление - психологическое консультирование ( по запрорсу)

    Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

    ...

    Кому оказывается психологическая помощь?

    • обучающимся:
    • педагогическим работникам, администрации школы;
    • родителям (законным представителям) обучающихся

    ...

    Памятка для родителей
    «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения» Уважаемые родители!

    Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь!
    Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
    СОВЕТЫ
    Прежде чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

    1. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
    2. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
    3. Соблюдайте    этику    поведения    в    конфликтной    ситуации,    решайте проблему, а не сводите счёты.
    4. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
    5. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
    6. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
    7. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
    8. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

    Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее.
    Стили поведения, которых должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры:
    Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
    Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и
    пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
    Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
    Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".
    Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у вашего единственного сына или дочери не возникало сомнений в крепости родственных отношений, если решаете конфликт между вашим ребенком и его приятелем.

    Методическая помощь педагогам

    Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности  педагогических работнков школы Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением, наставничеством и т.д.

    Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

    Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

    Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

    Наставничество используется в работе с молодыми специалистами школы, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

    Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития Школы.

    Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в школе,создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд.

    Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:

    теоретические семинары (доклады, сообщения);

    семинары-практикумы (доклады, сообщения);

    диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

    «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

    лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов;

    обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

    в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла и др.

    Памятка для классных руководителей по разрешению школьных конфликтов с применением технологии медиации

    Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека в межличностных, межгрупповых отношениях, которое вызвано внешними и внутренними
    причинами, связанными с острыми негативными переживаниями и протекающими в двух взаимосвязанных формах: скрытой и открытой.

    Основные причины школьных конфликтов:

    Разные интересы, потребности, ценности;
    Недоразумение, недостаток информации (неверно друг друга поняли);
    Нарушенные отношения («тлеющие» неразрешенные конфликты, старые обиды, претензии);
    Внутриличностные проблемы (мнительность, страхи, комплексы).
    Медиация – технология урегулирования конфликта с участием третьей, беспристрастной, не заинтересованной в этом конфликте стороны – медиатора.

    Медиативная компетентность классного руководителя – объем знаний и умений педагога, способствующих его деятельности по нормализации отношений между конфликтующими школьниками.

    Возможности классного руководителя, использующего средства медиации в работе:

    1. Применение средств медиации при разрешении конфликта позволяет классному руководителю избавиться от 60% повторных конфликтов.
    2. Классный руководитель избавляет себя от вовлечения в конфликт родителей, так как детские проблемы качественно разрешены.
    3. Классный руководитель избавляет себя от необходимости принуждать детей к примирению и контролировать поведение детей после конфликта .
    4. Ответственность за результат договоренности, к которой пришли в результате урегулирования конфликта медиативным путем несут стороны конфликта (обвинить учителя в навязывании
    поведения, эмоциональном насилии, принуждении не примириться, а смириться с чужим решением нельзя).

    Принципы, которыми руководствуется классный руководитель при медиативном способе разрешения конфликтов:

    1. Добровольность (дети должны понимать, что есть выбор участвовать в совместном разговоре и разрешить конфликт самостоятельно при участии классного руководителя или административным путем, т.е. за них решат взрослые);
    2. Беспристрастность (классный руководитель, разрешающий конфликт, должен сохранять нейтралитет, не проявлять своих чувств, не демонстрировать свои эмоции).
    3. Конфиденциальность информации, полученной во время разговора.
    4. Доступность (дети должны понимать, что любой из них может обратиться за помощью к классному руководителю со своей ситуацией как по факту свершившегося конфликта, так и в период его формирования, когда открытого противостояния нет).
    5. Принцип равноправия сторон ( дети имеют равные права высказываться по очереди, иметь свою
    позицию и право ее высказывать, не проявлять агрессии, одинаково быть выслушанным педагогом).
    Преимущества медиативного урегулирования конфликтов:

    1. Возможность сохранить нормальные отношения между детьми после разрешения конфликта;
    2. В результате применения алгоритма примирительной беседы вырабатывается взаимоудовлетворяющее решение, позволяющее учесть интересы обеих сторон.
    3. Средства медиации позволяют прояснить истинные причины и принять правильное конструктивное решение конфликта, направленное на их устранение. И это решение выбор детей, а не взрослых.
    Правила, которые должен озвучить классный руководитель перед началом примирительной беседы:

    1. Во время разговора не оскорблять друг друга.
    2. Не перебивать друг друга, говорить по очереди.
    3. У классного руководителя есть преимущественное право задавать вопросы.
    4. Право говорить предоставляет классный руководитель.
    5. Во время беседы необходимо отвечать только на те вопросы, которые задает классный руководитель, рассказывать только о том, о чем спрашивает классный руководитель и не реагировать на реплики и выпады другого участника конфликта.

    Как провести беседу с участниками конфликта?

    Процедура медиации имеет определенную структуру, состоит из последовательных шагов, каждый из которых связан с остальными и определяется общей логикой.
    Шаг 1 - начало процесса, проведение предварительной беседы с каждым участником конфликтной ситуации отдельности, создание доверительной атмосферы в разговоре, оценка эмоционального состояния
    конфликтующих, определение сути возникшей проблемы, выяснение сути претензий.

    Шаг 2 - проведение повторной беседы с каждым из участников конфликта отдельно с целью сбора и анализа информации, необходимой для посредника, выявление интересов и побудительных причин поступков конфликтующих сторон, подготовка ко встрече конфликтующих.

    Шаг 3 - проведение совместной беседы с участниками конфликта, налаживание взаимодействия между конфликтующими сторонами, установление атмосферы взаимопонимания, выслушивание точек зрения каждой из сторон, обдумывание вариантов решения проблемы.

    Шаг 4 - завершение процесса, проведение примирительной финальной встречи, заключение мирового соглашения (устного или письменного). Составление договора - это еще одна возможность подвести итоги
    разговора и закрепить взаимные договоренности. Ведущий проверяет договор на реальность исполнения, то есть выясняет, например, откуда и к какому сроку возьмутся деньги на возмещение ущерба (зависит это от
    подростка или от его родителей, не собирается ли подросток совершить для этого новое правонарушение).

    Важно! Алгоритм хорошо работает в случае, когда конфликт сложный, причины не ясны и не очевидны. Если конфликт простой и классному руководителю ясны истинные причины, то можно начать процесс его урегулирования сразу с совместной примирительной беседы.

    Важно! Если в конфликтной ситуации имеется материальный ущерб или причинен вред здоровью, то обязательно подключать в урегулирование родителей сторон, но при этом действовать согласно принципам медиативного разрешения конфликтов.

    Важно! Не все конфликты можно разрешить исключительно средствами медиации. Медиация призвана достигать договоренностей по спорным вопросам и восстанавливать нарушенные взаимоотношения, но есть ситуации, когда она не будет работать (при категорическом отказе конфликтующих решать ситуацию мирным путем; при наличии психических расстройств у одной или обеих сторон; при значительной разнице в возрасте между конфликтующими, т.к. стороны не на равных).

    Педагог-психолог Базылева Алеся Александровна

    Памятка для классных руководителей по разрешению школьных конфликтов с применением технологии медиации

    Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека в межличностных, межгрупповых отношениях, которое вызвано внешними и внутренними
    причинами, связанными с острыми негативными переживаниями и протекающими в двух взаимосвязанных формах: скрытой и открытой.

    Основные причины школьных конфликтов:

    Разные интересы, потребности, ценности;
    Недоразумение, недостаток информации (неверно друг друга поняли);
    Нарушенные отношения («тлеющие» неразрешенные конфликты, старые обиды, претензии);
    Внутриличностные проблемы (мнительность, страхи, комплексы).
    Медиация – технология урегулирования конфликта с участием третьей, беспристрастной, не заинтересованной в этом конфликте стороны – медиатора.

    Медиативная компетентность классного руководителя – объем знаний и умений педагога, способствующих его деятельности по нормализации отношений между конфликтующими школьниками.

    Возможности классного руководителя, использующего средства медиации в работе:

    1. Применение средств медиации при разрешении конфликта позволяет классному руководителю избавиться от 60% повторных конфликтов.
    2. Классный руководитель избавляет себя от вовлечения в конфликт родителей, так как детские проблемы качественно разрешены.
    3. Классный руководитель избавляет себя от необходимости принуждать детей к примирению и контролировать поведение детей после конфликта .
    4. Ответственность за результат договоренности, к которой пришли в результате урегулирования конфликта медиативным путем несут стороны конфликта (обвинить учителя в навязывании
    поведения, эмоциональном насилии, принуждении не примириться, а смириться с чужим решением нельзя).

    Принципы, которыми руководствуется классный руководитель при медиативном способе разрешения конфликтов:

    1. Добровольность (дети должны понимать, что есть выбор участвовать в совместном разговоре и разрешить конфликт самостоятельно при участии классного руководителя или административным путем, т.е. за них решат взрослые);
    2. Беспристрастность (классный руководитель, разрешающий конфликт, должен сохранять нейтралитет, не проявлять своих чувств, не демонстрировать свои эмоции).
    3. Конфиденциальность информации, полученной во время разговора.
    4. Доступность (дети должны понимать, что любой из них может обратиться за помощью к классному руководителю со своей ситуацией как по факту свершившегося конфликта, так и в период его формирования, когда открытого противостояния нет).
    5. Принцип равноправия сторон ( дети имеют равные права высказываться по очереди, иметь свою
    позицию и право ее высказывать, не проявлять агрессии, одинаково быть выслушанным педагогом).
    Преимущества медиативного урегулирования конфликтов:

    1. Возможность сохранить нормальные отношения между детьми после разрешения конфликта;
    2. В результате применения алгоритма примирительной беседы вырабатывается взаимоудовлетворяющее решение, позволяющее учесть интересы обеих сторон.
    3. Средства медиации позволяют прояснить истинные причины и принять правильное конструктивное решение конфликта, направленное на их устранение. И это решение выбор детей, а не взрослых.
    Правила, которые должен озвучить классный руководитель перед началом примирительной беседы:

    1. Во время разговора не оскорблять друг друга.
    2. Не перебивать друг друга, говорить по очереди.
    3. У классного руководителя есть преимущественное право задавать вопросы.
    4. Право говорить предоставляет классный руководитель.
    5. Во время беседы необходимо отвечать только на те вопросы, которые задает классный руководитель, рассказывать только о том, о чем спрашивает классный руководитель и не реагировать на реплики и выпады другого участника конфликта.

    Как провести беседу с участниками конфликта?

    Процедура медиации имеет определенную структуру, состоит из последовательных шагов, каждый из которых связан с остальными и определяется общей логикой.
    Шаг 1 - начало процесса, проведение предварительной беседы с каждым участником конфликтной ситуации отдельности, создание доверительной атмосферы в разговоре, оценка эмоционального состояния
    конфликтующих, определение сути возникшей проблемы, выяснение сути претензий.

    Шаг 2 - проведение повторной беседы с каждым из участников конфликта отдельно с целью сбора и анализа информации, необходимой для посредника, выявление интересов и побудительных причин поступков конфликтующих сторон, подготовка ко встрече конфликтующих.

    Шаг 3 - проведение совместной беседы с участниками конфликта, налаживание взаимодействия между конфликтующими сторонами, установление атмосферы взаимопонимания, выслушивание точек зрения каждой из сторон, обдумывание вариантов решения проблемы.

    Шаг 4 - завершение процесса, проведение примирительной финальной встречи, заключение мирового соглашения (устного или письменного). Составление договора - это еще одна возможность подвести итоги
    разговора и закрепить взаимные договоренности. Ведущий проверяет договор на реальность исполнения, то есть выясняет, например, откуда и к какому сроку возьмутся деньги на возмещение ущерба (зависит это от
    подростка или от его родителей, не собирается ли подросток совершить для этого новое правонарушение).

    Важно! Алгоритм хорошо работает в случае, когда конфликт сложный, причины не ясны и не очевидны. Если конфликт простой и классному руководителю ясны истинные причины, то можно начать процесс его урегулирования сразу с совместной примирительной беседы.

    Важно! Если в конфликтной ситуации имеется материальный ущерб или причинен вред здоровью, то обязательно подключать в урегулирование родителей сторон, но при этом действовать согласно принципам медиативного разрешения конфликтов.

    Важно! Не все конфликты можно разрешить исключительно средствами медиации. Медиация призвана достигать договоренностей по спорным вопросам и восстанавливать нарушенные взаимоотношения, но есть ситуации, когда она не будет работать (при категорическом отказе конфликтующих решать ситуацию мирным путем; при наличии психических расстройств у одной или обеих сторон; при значительной разнице в возрасте между конфликтующими, т.к. стороны не на равных).

    Памятка для классных руководителей по разрешению школьных конфликтов с применением технологии медиации

    Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека в межличностных, межгрупповых отношениях, которое вызвано внешними и внутренними
    причинами, связанными с острыми негативными переживаниями и протекающими в двух взаимосвязанных формах: скрытой и открытой.

    Основные причины школьных конфликтов:

    Разные интересы, потребности, ценности;
    Недоразумение, недостаток информации (неверно друг друга поняли);
    Нарушенные отношения («тлеющие» неразрешенные конфликты, старые обиды, претензии);
    Внутриличностные проблемы (мнительность, страхи, комплексы).
    Медиация – технология урегулирования конфликта с участием третьей, беспристрастной, не заинтересованной в этом конфликте стороны – медиатора.

    Медиативная компетентность классного руководителя – объем знаний и умений педагога, способствующих его деятельности по нормализации отношений между конфликтующими школьниками.

    Возможности классного руководителя, использующего средства медиации в работе:

    1. Применение средств медиации при разрешении конфликта позволяет классному руководителю избавиться от 60% повторных конфликтов.
    2. Классный руководитель избавляет себя от вовлечения в конфликт родителей, так как детские проблемы качественно разрешены.
    3. Классный руководитель избавляет себя от необходимости принуждать детей к примирению и контролировать поведение детей после конфликта .
    4. Ответственность за результат договоренности, к которой пришли в результате урегулирования конфликта медиативным путем несут стороны конфликта (обвинить учителя в навязывании
    поведения, эмоциональном насилии, принуждении не примириться, а смириться с чужим решением нельзя).

    Принципы, которыми руководствуется классный руководитель при медиативном способе разрешения конфликтов:

    1. Добровольность (дети должны понимать, что есть выбор участвовать в совместном разговоре и разрешить конфликт самостоятельно при участии классного руководителя или административным путем, т.е. за них решат взрослые);
    2. Беспристрастность (классный руководитель, разрешающий конфликт, должен сохранять нейтралитет, не проявлять своих чувств, не демонстрировать свои эмоции).
    3. Конфиденциальность информации, полученной во время разговора.
    4. Доступность (дети должны понимать, что любой из них может обратиться за помощью к классному руководителю со своей ситуацией как по факту свершившегося конфликта, так и в период его формирования, когда открытого противостояния нет).
    5. Принцип равноправия сторон ( дети имеют равные права высказываться по очереди, иметь свою
    позицию и право ее высказывать, не проявлять агрессии, одинаково быть выслушанным педагогом).
    Преимущества медиативного урегулирования конфликтов:

    1. Возможность сохранить нормальные отношения между детьми после разрешения конфликта;
    2. В результате применения алгоритма примирительной беседы вырабатывается взаимоудовлетворяющее решение, позволяющее учесть интересы обеих сторон.
    3. Средства медиации позволяют прояснить истинные причины и принять правильное конструктивное решение конфликта, направленное на их устранение. И это решение выбор детей, а не взрослых.
    Правила, которые должен озвучить классный руководитель перед началом примирительной беседы:

    1. Во время разговора не оскорблять друг друга.
    2. Не перебивать друг друга, говорить по очереди.
    3. У классного руководителя есть преимущественное право задавать вопросы.
    4. Право говорить предоставляет классный руководитель.
    5. Во время беседы необходимо отвечать только на те вопросы, которые задает классный руководитель, рассказывать только о том, о чем спрашивает классный руководитель и не реагировать на реплики и выпады другого участника конфликта.

    Как провести беседу с участниками конфликта?

    Процедура медиации имеет определенную структуру, состоит из последовательных шагов, каждый из которых связан с остальными и определяется общей логикой.
    Шаг 1 - начало процесса, проведение предварительной беседы с каждым участником конфликтной ситуации отдельности, создание доверительной атмосферы в разговоре, оценка эмоционального состояния
    конфликтующих, определение сути возникшей проблемы, выяснение сути претензий.

    Шаг 2 - проведение повторной беседы с каждым из участников конфликта отдельно с целью сбора и анализа информации, необходимой для посредника, выявление интересов и побудительных причин поступков конфликтующих сторон, подготовка ко встрече конфликтующих.

    Шаг 3 - проведение совместной беседы с участниками конфликта, налаживание взаимодействия между конфликтующими сторонами, установление атмосферы взаимопонимания, выслушивание точек зрения каждой из сторон, обдумывание вариантов решения проблемы.

    Шаг 4 - завершение процесса, проведение примирительной финальной встречи, заключение мирового соглашения (устного или письменного). Составление договора - это еще одна возможность подвести итоги
    разговора и закрепить взаимные договоренности. Ведущий проверяет договор на реальность исполнения, то есть выясняет, например, откуда и к какому сроку возьмутся деньги на возмещение ущерба (зависит это от
    подростка или от его родителей, не собирается ли подросток совершить для этого новое правонарушение).

    Важно! Алгоритм хорошо работает в случае, когда конфликт сложный, причины не ясны и не очевидны. Если конфликт простой и классному руководителю ясны истинные причины, то можно начать процесс его урегулирования сразу с совместной примирительной беседы.

    Важно! Если в конфликтной ситуации имеется материальный ущерб или причинен вред здоровью, то обязательно подключать в урегулирование родителей сторон, но при этом действовать согласно принципам медиативного разрешения конфликтов.

    Важно! Не все конфликты можно разрешить исключительно средствами медиации. Медиация призвана достигать договоренностей по спорным вопросам и восстанавливать нарушенные взаимоотношения, но есть ситуации, когда она не будет работать (при категорическом отказе конфликтующих решать ситуацию мирным путем; при наличии психических расстройств у одной или обеих сторон; при значительной разнице в возрасте между конфликтующими, т.к. стороны не на равных).

    Служба школьной медиации

     Школьная медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения

    Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится

    • Разрешить конфликты силами самой школы.

    • Изменить традиций реагирования на конфликтные ситуации.

    • Осуществлять профилактику школьной дезадаптации.

    • Организовать школьное самоуправление подростков школы.

    Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации

    Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.

    Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако, благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

    Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой

    1. Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить.

    2. Сторонам больше 10 лет.

    3. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).

    4. Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.

    Правила поведения в конфликтных ситуациях:

    1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.

    2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объек­тивные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.

    3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующе­го партнера совета, задайте неожиданный вопрос. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее… Ваш гнев гораз­до меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…»).

    Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, компли­менты переключали сознание разъяренного партнера с от­рицательных эмоций на положительные.

    4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».

    5. Попросите сформулировать желаемый конечный резуль­тат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к че­ловеку — это фон или условия, в которых приходится ре­шать. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Опреде­лите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

    6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся поло­жение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на пер­вом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует ис­кать взаимоприемлемые варианты решения.

    7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит. Давайте оценку только его действиям и поступ­кам.

    8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вы­зывает у него уважение. Ведь способны к извинению толь­ко уверенные и зрелые личности.

    9. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и ни­кому ничего не может доказать. Даже силой. Это — бесполезное, пустое занятие. Отрицатель­ные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом».

    10. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?

    11. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицатель­ного эмоционального состояния партнера. Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

    12. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы.

    13. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

    14. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.

    На встрече выполняются следующие правила

    1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

    2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

    3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается

    .

    Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы

    Социальный педагог

    Уполномоченный по правам ребёнка

    Наталья Александровна Михайлова - Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области

    Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения

    • Защита детей, оставшихся без попечения — родителей, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа сирот до 23 лет. — Содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов конкретного ребенка.

    Уполномоченный по правам ребёнка в городе Смоленске - Михайлова Наталья Александровна

    Куда ещё можно обратиться

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Смоленской области

    Председатель комиссии:

    Хомутова Вита Михайловна
    (4812) тел. 29-20-14

    Homutova_VM@admin-smolensk.ru

    Документы

    • Все документы
    • Нормативные документы
    • Локальные акты
    • Планы
    • Локальные нормативные акты
    • План внеурочной деятельности
    • Безопасность и здоровье
    • Психологическое сопровождение
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie