МБОУ "СШ № 30 им. С.А. Железнова"
г. Смоленск
  • Функциональная грамотность

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированностифункциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    Содержательные составляющие функциональной грамотности

    Математическая грамотность

    Читательская грамотность

    Естественно-научная грамотность

    Финансовая грамотность

    Глобальные компетенции

    Креативное мышление

    Особенности заданий по формированию функциональной грамотности

    Задания объединены в тематические блоки, составляющие основу инструментария.

    Структура блока:

    • описание реальной ситуации, связанной с разнообразными аспектами окружающей действительности;
    • ряд вопросов-заданий, относящихся к описанной ситуации.

    Важным условием задания для формирования функциональной грамотности является наличие контекста, содержащего проблемную ситуацию

    Математическая грамотность

    Математическая грамотность –это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
    Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
    Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

    Структура задания для формирования и оценки математической грамотности

    •Контекст,в котором представлена проблема.

    Личная жизнь –Мир человека

    Общественная жизнь –Мир социума

    Образование/профессиональная деятельность –Мир профессий

    Научная деятельность –Мир науки

    Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):

    • Изменения и зависимости (алгебра)
    • Пространство и форма (геометрия)
    • Неопределенность и данные (ТВ и статистика)
    • Количество(арифметика).

    Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения:

    • формулировать ситуацию;
    • математически применять математические понятия, факты, процедуры;
    • интерпретировать, использовать и оценивать результаты;
    • рассуждать

    Читательская грамотность

    • способность человека понимать и использовать письменные тексты,
    • размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
    • расширять свои знания и возможности,
    • участвовать в социальной жизни.

    1. Находить и извлекать информацию
    2. Интегрировать и интерпретировать информацию
    3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
    4. Использовать информацию из текста

    Естественно-научная грамотность

    Естественно-научная грамотность –это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
    Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
    • научно объяснять явления;
    • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
    • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

    Финансовая грамотность

    Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов,понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Задания по формированию финансовой грамотности

    Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
    В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
    Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
    Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
    По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
    Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

    Глобальная компетентность

    Глобальная компетентность—это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Овладение глобальной компетентностью выражается в способности

    • критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
    • осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие сдругими людьми на основе разделяемого всеми уважения кчеловеческому достоинству

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie