Функциональная грамотность
Содержательные составляющие функциональной грамотности
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Особенности заданий по формированию функциональной грамотности
Задания объединены в тематические блоки, составляющие основу инструментария.
Структура блока:
- описание реальной ситуации, связанной с разнообразными аспектами окружающей действительности;
- ряд вопросов-заданий, относящихся к описанной ситуации.
Важным условием задания для формирования функциональной грамотности является наличие контекста, содержащего проблемную ситуацию
Математическая грамотность
Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Структура задания для формирования и оценки математической грамотности
•Контекст,в котором представлена проблема.
Личная жизнь –Мир человека
Общественная жизнь –Мир социума
Образование/профессиональная деятельность –Мир профессий
Научная деятельность –Мир науки
Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):
- Изменения и зависимости (алгебра)
- Пространство и форма (геометрия)
- Неопределенность и данные (ТВ и статистика)
- Количество(арифметика).
Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения:
- формулировать ситуацию;
- математически применять математические понятия, факты, процедуры;
- интерпретировать, использовать и оценивать результаты;
- рассуждать
Читательская грамотность
- способность человека понимать и использовать письменные тексты,
- размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
- расширять свои знания и возможности,
- участвовать в социальной жизни.
1. Находить и извлекать информацию
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
4. Использовать информацию из текста
Естественно-научная грамотность
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов,понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Задания по формированию финансовой грамотности
Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.
Глобальная компетентность
Глобальная компетентность—это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Овладение глобальной компетентностью выражается в способности
- критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
- осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие сдругими людьми на основе разделяемого всеми уважения кчеловеческому достоинству