Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и т.д. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми и в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
Что такое готовность ребенка к школе?
Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемами в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и т.д.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к школе физически. То есть его состояние здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, учитывающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностно-социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает, что к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже), он должен ориентироваться в пространстве, т.е. знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и т.д. Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, т.е. он должен быть любознательным. Его возраст должен соответствовать развитию памяти, речи, мышления.
Личностно-социальная готовность подразумевает следующее: ребенок должен быть коммуникабельным, т.е уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых. Толерантность, т.е. ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников. Нравственное развитие, т.е. ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо. Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. Правила поведения (уметь извиняться, здороваться, прощаться, просить помощи)
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения,
наличие интереса к учению и получению новых знаний,
способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа,
усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что же должен знать и уметь ребенок в семь лет?
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Для опреления уровня готовности к школе психологи используют различные методики, такие как «Тестовая беседа», тест Керна-Йирасека, «Графический диктант» и другие.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Определить уровень логического мышления ребёнка можно по следующим методикам:
-
«Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.
Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.
-
«10 слов». Её суть состоит в том, что мама или папа зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.
-
Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.
Как правильно подготовить ребенка к школе?
Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:
Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе
- Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
- Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
- Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
- Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.
Активизируем познавательные способности
- Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
- Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметх, находящихся в поле вашего зрения.
- Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
- Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.
Обучаем взаимодействию
- Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми.
- Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
- Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
- Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.
Развиваем волю и контролируем поведение
- Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
- Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
- Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
- Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.
Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.
Приём письменных заявлений в 1 класс
Собрание родителей будущих первоклассников состоится 20 марта 2024 года в 18.00 по адресу ул. Островского, д.3
Приём заявлений на зачисление на обучение по образовательной программе начального общего образования ведется в течение учебного года при наличии свободных мест.
На 2024/2025 учебный год в школьной сети запланировано 4 первых классов. Общее количество мест первоклассников – 120. Обучение будет осуществляться в соответствии с обновлённым ФГОС..
Приём детей в первый класс осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка.
Планируемое количество обучающихся 1 классов на 2024/2025 учебный год – 120 чел.
Приём заявлений в первый класс для детей, имеющих право на внеочередной или первоочередной приём, право преимущественного приёма, проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля и завершается 30 июня текущего года.
Приём заявлений в первый класс для детей, не проживающих на закрепленной территории, начинается с 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест для приёма, но не позднее 5 сентября текущего года.
Документы, необходимые при подаче заявления
- Оригинал паспорта законного представителя ребёнка (с ксерокопией)
- Оригинал свидетельства о рождении ребёнка или документ, подтверждающий родство заявителя (с ксерокопией).
- Свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории (с ксерокопией) или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории (в случае преимущественного приёма).
- Справку об обучении сестер(братьев) в МБОУ «СШ № 30 им. С.А.Железнова» (в случае преимущественного приёма).
- Справку с места работы родителя (в случае первоочередного приёма).
- Копию заключения ПМПК (в случае необходимости обучения по АООП).
- Копию документа, подтверждающего опеку или попечительство (при необходимости).
- Родитель, законный представитель ребёнка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя(ей) (или законность представления прав ребёнка) и документ, подтверждающий право ребёнка на пребывание в Российской Федерации.
Для организации бесплатного питания (завтраки)
Просим предоставить следующие документы для организации бесплатного питания ребёнка в школе:
- Копия свидетельства о рождении.
- Копия СНИЛС ребёнка.
- Копия первой страницы паспорта родителя (законного представителя) ребёнка.
Сроки приёма заявлений
Для зарегистрированных на закреплённой территории или имеющих право внеочередного, преимущественного приёма с 1 апреля 2024 года
Для незарегистрированных на закреплённой территории (при наличии свободных мест) с 1 июля 2024 года
Варианты подачи заявлений
- Через портал ГОСУСЛУГИ
- По электронной почте или сайт школы (в течение 5 дней необходимо предоставить оригиналы документов)
- В школе при личном посещении
- Заказным письмом с уведомлением
День недели | Время 1 | Время 2 |
---|---|---|
Понедельник | 10:00-12:00 | 12:30- 17:00 |
Вторник | 10:00-12:00 | 12:30- 17:00 |
Среда | 10:00-12:00 | 12:30- 17:00 |
Четверг | 10:00-12:00 | 12:30- 17:00 |
Пятница | 10:00-12:00 | 12:30- 17:00 |
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию