МБОУ "СШ № 30 им. С.А. Железнова"
г. Смоленск
  • Антитеррор

    Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной и молодёжной среде

    Рекомендации по профилактике  экстремизма и терроризма в образовательной и молодёжной среде

    В современных условиях обеспечение безопасности в образовательных учреждениях и среди молодежи является приоритетной задачей государственной политики. Экстремизм и терроризм представляют серьезную угрозу для общества, поэтому важно применять системный подход к их профилактике на всех уровнях.

    1. Понимание угрозы 
    Экстремизм — идеологии и действия, направленные на радикальное изменение общественного строя с применением насилия или угроз. Терроризм — применение насилия или угроз для устрашения населения или власти. Эти явления часто маскируются под религиозные, политические или социальные лозунги и способны вовлекать молодежь в противоправную деятельность.

    2. Основные меры профилактики 
    — Образовательная работа: организация занятий, тренингов и лекций о ценностях мира, толерантности, прав человека. Важно выявлять и разрушать мифы, распространяемые экстремистами. 
    — Мониторинг и выявление рисков: внимательное отношение к изменениям в поведении учащихся, обсуждениям в школьных или молодежных группах. Работа с педагогами и психологами для своевременного выявления признаков радикализации. 
    — Информационная безопасность: контроль и фильтрация интернет-контента, блокировка экстремистских ресурсов, обучение молодежи критическому восприятию информации. 
    — Психологическая поддержка: создание условий для комфортного общения, предупреждение конфликтов и буллинга, помощь в решении личных и социальных проблем. 
    — Взаимодействие с родителями и сообществом: проведение совместных мероприятий и консультаций для повышения внимания к безопасности молодежи. 
    — Правовое просвещение: ознакомление с законодательством о борьбе с экстремизмом и терроризмом, ответственность за противоправные действия.

    3. Практические деятельность школы по профилактике 
    — Организуются регулярные встречи с экспертами правоохранительных органов и психологами. 
    — Создана слуба медиации для детей, чувствующих угрозу или столкнувшихся с насилием. 
    — Разработаны и ежегодно обновляются планы действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая возможные террористические акты. 
    — Проводится регулярное обучение персонала по распознаванию признаков радикализации и методам нейтрализации конфликтов.

    4. Примеры ситуаций и реакция 
    — Если ученик начал проявлять интерес к радикальным идеям в интернете — необходимо вовремя провести индивидуальную беседу с психологом, родителями, привлечь специалистов безопасности. 
    — При выявлении экстремистской символики или материалов — незамедлительно сообщить администрации и правоохранительным органам, провести разъяснительную работу среди учащихся. 
    — В случае получения угроз — установить факт, сообщить в полицию, обеспечить безопасность и поддержку пострадавшим.


    Профилактика экстремизма и терроризма требует комплексных мер, включающих образовательные, психологические, правовые и технические аспекты. Создание безопасной среды в школе и вовлечение молодежи в позитивные социальные проекты снижают риски радикализации и способствуют формированию ответственного отношения к жизни и обществу.

    Безопасность каждого учащегося — это общая задача педагогов, родителей, специалистов и правоохранительных органов. Помните: своевременное внимание и скоординированные действия спасают жизни и поддерживают стабильность в обществе.

    Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года http://www.scrf.gov.ru/security/State/document130/

    Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет https://ncpti.su/

    Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы. Методическое пособие https://minobrnauki.gov.ru/files/metodichka_soderzhanie_03.12.2018-1.pdf

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" 

    Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ 

    В любой экстренной ситуации звоните по номеру:

    112

    Телефон линии «Ребенок в опасности» следственного управления Следственного комитета РФ по Смоленской области (круглосуточно)

    (4812) 67-66-00,

    (4812) 38-17-88

    8910-785-66-00

    121, 123

    Дежурный УВД по Смоленской области 

    (4812) 38-29-34

    102

    Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска 

    (4812) 21-44-17

    101

    01

    Дежурный ГИБДД по г. Смоленску

    (4812) 41-88-71

    Единый телефон доверия

    8-800-2000-122 

    «Телефон доверия» УМВД России по Смоленской области

    8(4812) 38-05-35,

    (круглосуточно)

    112

    К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Проявляйте особую осторожность на многолюдных мероприятиях, в популярных развлекательных заведениях, в крупных торговых комплексах. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра. Составьте план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть записаны номера телефонов родственников и экстренных служб, адреса электронной почты. Назначьте место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации. В случае эвакуации возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы. Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.


    АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ).
    ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕИЗВЕСТНЫЙ ПРЕДМЕТ:
    Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.
    Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.
    Немедленно сообщите о находке администрации учреждения (учитель, директор, охрана) в полицию или иные компетентные органы.
    Зафиксируйте время и место обнаружения неизвестного предмета.
    Предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны.
    Дождитесь прибытия представителей компетентных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.
    Не паникуйте. О возможной угрозе взрыва сообщите только тем, кому необходимо знать о случившемся.
    Также необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки:
    ПРИЗНАКИ ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА:
    Присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета.
    Шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.
    Наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек).
    Растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;
    Необычное размещение предмета;
    Наличие предмета, несвойственного для данной местности;
    Специфический запах, несвойственный для данной местности.


    ПФМ-1 мина противопехотная, фугасная, нажимного действия "Лепесток". Мина НЕ поражает жертву осколками (корпус - мягкий полиэтилен), за исключением вторичных, образованных материалом с которым она соприкасается при взрыве: асфальт, бетон, камень, металл. Поражение наносится за счет бризантности, т.е. дробления конечности, нажавшей на мину.
    Предназначена для выведения из строя личного состава противника. Поражение человеку наносится в момент наступания ногой (нажатия рукой) на датчик цели, которым является ВСЯ площадь полумягкого полиэтиленового контейнера с жидким взрывчатым веществом ВС-6Д.
    Так как мина храниться в кассетах, а кассеты в контейнерах разной вместимости, то их высыпается на поверхность много и сразу, как правило десятки, сотни, тысячи штук. И засевают площадь от сотен квадратных метров, до десятков тысяч квадратных метров.
    Цвет мины может быть любых оттенков зеленого или коричневого цветов.
     
    Характеристики гранаты РГД - 5
    Масса, кг: 0,31
    Длина, мм: 114
    Прицельная дальность, м: 30—50 (дальность метания)
    Максимальная дальность, м: 15—20 (радиус поражения)
    Диаметр, мм: 56,8
    Взрывчатое вещество: тротил
    Масса взрывчатого вещества, кг: 0,110
    Механизм детонации: УЗРГ, УЗРГМ, УЗРГМ-2 время замедления запала 3,2—4,2 секунды
     
    Граната Ф-1 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
    Общий вес: 600 граммов
    Вес ВВ: 60 граммов
    Дальность броска: 35-45 м
    Расчётный радиус поражения: осколками — до 20 м; ударной волной (70—80 кПа) — менее 0,5 м.
    Безопасное расстояние — 50 м.
    Время замедления запала: 3,2—4,2 сек.
    Количество осколков: до 300 штук.

    Мина - лепесток
    Виды гранат

    За антитеррористическую безопасность в школе отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами города Смоленска.

    К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Проявляйте особую осторожность на многолюдных мероприятиях, в популярных развлекательных заведениях, в крупных торговых комплексах. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра. Составьте план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть записаны номера телефонов родственников и экстренных служб, адреса электронной почты. Назначьте место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации. В случае эвакуации возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы. Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.

    1. Обеспечена безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий,  которые предотвращают опасные ситуации, проверяют всех, кто входит в здание, защищают персонал и детей от любых насильственных действий на территории.

    2. Установлены металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и системы контроля.

    3. Составлен паспорт антитеррористической защищенности школы.

    4. Постоянно контролируется противопожарая и электробезопасность.

    5. Персонал школы и обучающиеся обучены на мероприятиях по гражданской обороне.

    6. Улучшается материально-техническое оснащение школы.

    7. На родительских собраниях постоянно проводятся инструктажи с родителями (законными представителями) по вопросам их влияния на безопасность.

    8. Проводятся совещания  по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.

    Документы по антитеррористической защищенности

    • Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

    • Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).

    • Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями). 

    • Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях».

    • Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96).

    • Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».

    • Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг.

    • Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

    • Паспорт антитеррористической защищенности МБОУ "СШ №30 им. С.А.Железнова".

      В этом документе:

    • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;

    • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;

    • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;

    • есть оценка возможных последствий теракта.

    • Положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении;

    • План по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года.  В нем предусмотрены мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период.

    • Перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности .

    • План обеспечения безопасности МБОУ "СШ №30 им. С.А.Железнова" при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);

    • План-схема охраны МБОУ "СШ №30 им. С.А.Железнова";

    • Инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;

    • План эвакуации учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем МБОУ "СШ №30 им. С.А.Железнова", подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);

    • Памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

    • Памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

    • Функциональные обязанности сотрудника МБОУ "СШ №30 им. С.А.Железнова", ответственного за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;

    • Должностные инструкции сотрудника,  подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения  за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);

    • Противодиверсионный (антитеррористический) паспорт МБОУ "СШ №30 им. С.А.Железнова".

    Функции руководителя

    Организовать взаимодействие с правоохранительными органами и контролировать безопасность на всей территории МБОУ "СШ №30 им. С.А.Железнова".

    Деятельность комиссии

    Антитеррористическая комиссия составляет план работы, проводит полную инвентаризацию помещений, проверяет все входы и выходы в здание и на территорию. Члены комиссии решают, сколько дверей оставить открытыми — остальные при этом опечатывают.

    Также комиссия:

    • разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности;

    • описывает действия персонала и детей в случае угрозы;

    • ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства;

    • регулярно проверяет склады (особенно после поступления каких-то новых материалов);

    • участвует в подборе кадров;

    • проводит инструктаж для учеников совместно с правоохранительными органами.

    В комплекс предупредительных мер входят:

    Весь персонал МБОУ "СШ №30 им. С.А.Железнова" должен знать, как действовать при захвате в заложники, при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе или совершении теракта. Формула безопасности достаточно проста:

    • предвидеть опасность,

    • избегать ее по возможности,

    • при необходимости действовать четко и решительно,

    • активно просить о помощи и оказывать ее другим.

    Действия при подозрении на вероятность теракта

    Признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства:

    – наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;

    – подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;

    – от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

    Причины, служащие поводом для опасения:

    – нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;

    – угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

    Действия:

    1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.

    2. Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы.

    3. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100м.

    4. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.

    5. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.

    6. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.

    7. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.

    Работа с учащимися

    Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности проводится с обучающимися. Им объясняются опасности и недопустимость следующих действий:

    • Это не игра! Главное: вы никогда не должны бояться. Но всегда должны быть настороже.

      Нужно быть внимательным к тому, что происходит вокруг, замечать, все ли нормально.

      Надо знать, где находятся выходы из здания, в котором вы находитесь – школе, кинотеатре, спортивном клубе.

      Надо знать, где находятся ближайшие травмопункт и поликлиника, на случай если вы или кто-то из ваших родных или знакомых получил ранение или травму.

      Всегда относитесь серьезно к просьбам покинуть здание (эвакуироваться), даже если вам говорят, что это учения. Такие просьбы надо выполнять обязательно!

      Если объявили эвакуацию, помните, что надо держаться подальше от окон, стеклянных дверей и перегородок.

      Нельзя принимать пакеты, сумки, коробки и ДАЖЕ ПОДАРКИ! от посторонних людей.

      Ни в коем случае нельзя трогать никаких предметов, оставленных на улице, в транспорте, в магазинах и общественных местах, даже если это игрушки, мобильные телефоны.

      В чрезвычайных ситуациях следуйте указаниям родителей и старших. Если все же бедствие произошло, не мешайте работе спасателей, полиции, врачей, пожарных.

      Там, где много людей, не всегда безопаснее.

      Террористы чаще всего нападают на правительственные здания, аэропорты, крупные магазины, электростанции, школы, большие праздники и концерты, поезда, самолеты, автобусы. Поэтому, посещая такие места, нужно быть внимательным и обращать внимание на все подозрительное и сообщать об этом родителям.

    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:

    1. Не оставлять без внимания ни одного подобного звонка.

    2. Передать полученную информацию в правоохранительные органы.

    3. Постараться дословно запомнить разговор, а лучше записать его на бумаге.

    4. Запомнить пол, возраст звонившего и особенности его речи:

    - голос: громкий (тихий), высокий (низкий);

    - темп речи: быстрая (медленная);

     - произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

    -манера речи: развязная, с издевкой, нецензурными выражениями.

    5.Обязательно постараться отметить звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук телерадиоаппаратуры, голоса и т.п.).

    6. Отметить характер звонка - городской или междугородный.

    7. Зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.

    8. В ходе разговора постараться получить ответ на следующие вопросы:

       - куда, кому, по какому телефону звонит этот человек;

    - какие конкретные требования выдвигает;

      - выдвигает требования лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц;

    - на каких условиях он (она, они) согласны отказаться от задуманного;

     - как и когда с ним можно связаться;

    - кому вы можете или должны сообщить об этом звонке.

    9. Постараться добиться от звонящего максимального промежутка времени доведения его требований до взрослых или для принятия взрослыми решения.

    10. Еще в процессе разговора постараться сообщить о звонке взрослому. Если этого не удалось сделать, то сообщить немедленно по окончании разговора.

    11. Не распространять сведения о факте разговора и его содержании.

    Организация безопасности в праздничные дни

    Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

    • проведение инструктажа по пожарной безопасности с техперсоналом школы, с обязательной регистрацией инструктажа в журнале регистрации инструктажей;

    • усилиление пропускного режим в дневное время силами технического персонала;

    •  проведение внеочередного целевого инструктажа по пожарной безопасности и интетерророситической безопасности с педагогическим персоналом школы с обязательной регистрацией инструктажа в журнале регистрации инструктажей;

    • проведение инструктажей по противопожарной безопасности, антитеррористической безопасности, ээлектробезопасности, безопасности на водных объектах, правилам дорожного движения для пешеходов,правилам поведения в местах массового пребывания детей с обучающимися;

    • исключение случаев, когда учащиеся во время праздничных дней остаются без постоянного надзора.

    Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа  проводится служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    Формы работы с детьми

    • Инструктажи, беседы.
    • Обсуждение фильмов, мультфтльмов, видеороликов по вопросам безопасности.
    • Проекты обучающихся.
    • Классные часы.
    • Брифинги.
    • Интерактивные мкроприятия.
    • Тренировочные эвакуации.

    Документы

    • Все документы
    • Памятки
    • Безопасность и здоровье

    Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года http://www.scrf.gov.ru/security/State/document130/

    Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет https://ncpti.su/

    Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы. Методическое пособие https://minobrnauki.gov.ru/files/metodichka_soderzhanie_03.12.2018-1.pdf

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" 

    Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ 

      — Центр мониторинга и статистики образования: https://firo.ranepa.ru/centers/monitoring-and-statistics

     — Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет: https://ncpti.su/

     — Национальный антитеррористический комитет (информационные и методические материалы): http://nac.gov.ru/uchebno-metodicheskie-materialy.html

    Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25.07.2002)
     — Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (от 06.03.2006)
     — Национальная стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года  http://www.scrf.gov.ru/security/State/document130/

     - Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы. Методическое пособие https://minobrnauki.gov.ru/files/metodichka_soderzhanie_03.12.2018-1.pdf 
     — Программы воспитательной работы и безопасности в образовательных организациях (утверждаются отдельно в каждом регионе и вузе, учитывают федеральные рекомендации)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике